Гипотония в логопедии

Самое важное по теме: гипотония в логопедии с комментариями практикующих врачей. Все вопросы можете задать после статьи.

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды

Гиперкинезы – непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка.

Тремор – дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Отмечается при атактической дизартрии .

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969,1971,1979,1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т. Е. Twitchell, 1959; R. D. Neilson, N. О’. Dwer, 1984.
1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — 575с.
2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, Р.И.Лалаевой, Е.М.Мастьковой.,М.: Просвещение, 1989. – 527с.
3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — 192с.
4. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. I . Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – М.: Владос, 2003. – 303с.
5. Атлас нервная система человека строение и нарушение / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе – М.: ПЭР СЭ,2011. – 79с.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка, приподнятая к твердому нёбу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию. Так, произнося одинаково слова пыл и пыль, мол и моль, ребенок может затрудняться в дифференцировке их значений.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.

Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, за исключением язычно-нёбных мышц, которые иннервируются языко-глоточными нервами.

Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

Следующим видом нарушения мышечного тонуса является гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация.

Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному движению нёбной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, п, б, б. Затруднена палатализация, в связи с чем произношение глухих смычных согласных нарушено, кроме того, при образовании глухих смычных необходима более энергичная работа губ, которая также отсутствует при гипотонии. Легче произносятся губно-губные смычные носовые сонаты м, м, а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели, ф, ф, в, в.

[3]

Страница не найдена, чтобы продолжить работу на сайте перейдите на:

Сегодня Томилина Светлана Михайловна получила Патент №2652951 на изобретение
Способ коррекции речевых и миофункциональных нарушений у детей и взрослых и набор зондов для его осуществления.
Поздравляем автора изобретения!

Предлагаем в почасовую аренду аудитории для проведения лекций, семинаров, мастер-классов, презентаций, тренингов.
Большой зал (65 м2) вместимостью до 60 человек.
Малый зал (32 м2) вместимостью до 20 человек.
В каждом из залов возможна расстановка столов со стульями (тип посадки «класс») или стульев с планшетами (тип посадки «театр») в любой необходимой планировке.
Все залы оборудованы экраном, ноутбуком, звуковым оборудованием, доской. Есть возможность он-лайн трансляции Вашего мероприятия в любую точку мира. Поможем с организацией кофе-брейка и видеосъемки.
Также предлагаем в почасовую аренду кабинеты для проведения индивидуальных занятий и консультаций логопедов, психологов, нейропсихологов.
Помещения расположены в новом бизнес-центре рядом с метро Свиблово.
Стоимость аренды зала: 1000 руб./час
Стоимость аренды кабинета: 300 руб./час
Звоните: +7 (495) 276-16-74

Дорогие клиенты и коллеги!
1 и 9 мая наш Речевой центр на Кольской, магазин “Все для логопеда” и пункт самовывоза не работают. На все Ваши вопросы в эти дни ответит дежурный администратор по телефону +7 (925) 585-49-35.
29, 30 апреля; 1,2 и 9 мая наш офис на Снежной не работает.

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Остановимся на отдельных вариантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Спастичность артикуляционных мышц.При спастичности артикуляционных мышц отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ; язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто это имеет место при спастической диплегии.

Гипотония артикуляционных мышц.Гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой форме дизартрии. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. В отличие от бульбарных нарушений не отмечается атрофии, фибриллярных подергиваний в языке, глоточный рефлекс сохранен. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариантах диплегии, осложненных мозжечковой недостаточностью, особенно в первые месяцы жизни ребенка, а также при астатически-атонической форме церебрального паралича.

Читайте так же:  Как понизить давление без таблеток быстро

Меняющийся тонус артикуляционных мышцобычно имеет место при гиперкинетической дизартрии. Нарушение тонуса артикуляционных мышц в этих случаях сочетается с их гиперкинезами. Сходная картина отмечается и в скелетной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперкинетической форме церебрального паралича.

Особенности мышечного тонуса при дизартриях у детей с церебральными параличами определяет первый важный принцип речевой терапии этих детей.

[2]

Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах. Для этого перед тем, как приступить к логопедическим занятиям, каждого ребенка оценивают с точки зрения его уровня двигательного развития. Затем определяют характер его мышечного тонуса, как в артикуляционной, так и в скелетной мускулатуре и, что особенно важно, устанавливают, как меняется состояние тонуса в зависимости от положения тела в пространстве и положения головы по отношению к туловищу. Затем определяют так называемую «рефлексзапрещающую позицию». Определение этой позиции основано на придании такого положения телу и голове ребенка, которое будет способствовать уменьшению действия примитивных, задержанных и извращенных рефлекторных схем, приводящих к повышению мышечного тонуса. После того как определена «рефлексзапрещающая позиция», переходят к последовательному ее закреплению.

Ограничение подвижности артикуляционных мышцзависит от измененного мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной мускулатуры, а также от оральной апраксии.

В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограниченной становится подвижность языка. При этом может отмечаться недостаточность подъема языка вверх в полости рта, что может иметь место при парезе или грубом нарушении мышечного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, шило-язычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение языка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведения сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и некоторых других). Иногда наблюдается недостаточность движения языка вниз. Это обычно имеет место при патологическом состоянии ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может нарушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, и).

При парезах мышц языка, изменении их тонуса нередко оказывается невозможным изменение конфигурации языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разнообразные боковые движения. Все это приводит к нарушению звукопроизношения так называемых язычных звуков, произношение которых связано с изменением изгиба спинки языка (а, е, и), нёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т, г, д, р, н). Таким образом, при поражении мышц языка расстраивается звукопроизношение большинства звуков.

Наряду с ограниченной подвижностью языка обычно отмечается малая подвижность губ. становится невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также другие движения, которые меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости. При поражении мышц губ страдает главным образом произношение губных звуков (б, п, м, в, ф).

Мускулатура губ иннервируется лицевым нервом, поэтому парезы и параличи губных мышц обычно сочетаются с нарушением функций других мимических мышц нижней части лица (области, иннервируемой нижней ветвью лицевого нерва), что характерно для центрального пареза лицевого нерва.

Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц, поднимающих его, нёбно-язычных мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточками язычно-глоточного и блуждающего нервов. Некоторое участие в иннервации нёбной мускулатуры принимает также тройничный и лицевой нерв. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различают вялый и центральный парез мышц мягкого нёба.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок («открытая гнусавость»). Иногда, наоборот, чрезмерная спастичность нёбных мышц может способствовать появлению «закрытой гнусавости». При поражении блуждающего нерва «открытая гнусавость» и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и афонией вследствие частичного или полного нарушения функции внутренних мышц гортани.

Выраженные артикуляционные расстройства определяют второй важный принцип речевой терапии дизартрии — развитие речевых артикуляций. В процессе работы над артикуляцией, так же как и при работе над общей моторикой, важным принципом является фактор тактильно-проприоцептивного раздражения, развитие статико-динамического ощущения, четких артикуляционных кинестезии и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключением других анализаторов (особенно зрительного и тактильного).

Большое место в работе при дизартриях занимает артикуля­ционная гимнастика.

Работу рекомендуется начинать с обучения ребенка проглатыванию слюны. Для этого производят массаж жевательных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движения и закидывая голову ребенка назад, просят его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом. Затем ребенка учат произвольному закрыванию рта за счет пассивно-активных движений нижней челюсти. Вначале эти упражнения проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней челюстью, под подбородком, другая кладется на голову ребенка; путем легкого надавливания и сближения рук челюсти ребенка смыкаются. Там, где позволяют степень и характер дви­гательного поражения, эти движения производят при помощи рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнастику по тренировке этих движений под счет и по команде: «открой рот, закрой».

Для развития достаточного произвольного напряжения мышц лица, круговой мышцы рта рекомендуется применение специальных салфеток, трубочек. Ребенок охватывает трубку губами и старается помешать попыткам логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений (хоботок-оскал, хоботок-оскал и т. д.). Эти упражнения нередко представляют очень большую трудность для ребенка с дизартрией и требуют предварительных тренировочных упражнений на опускание нижней губы при фиксировании верхней и Др.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Эту работу рекомендуют начинать с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений языка, вначале в пассивном плане (вытягивание языка вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так, раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного сокращения этих мышц; эти движения закрепляют на рефлекторах, а затем произвольных кашлевых движениях. После этого постепенно переходят к отработке более тонких и дифференцированных движений языка, вначале пассивных, азатем активных.

Читайте так же:  Повышенное сердечное артериальное давление

Проводя артикуляционную гимнастику, работая над голосом и дыханием, одновременно соответственно отрабатываемым артикуляционным укладам, у ребенка вызывают первые звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновременно упражняют мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая рукой другой, хмурить брови и т. д.

Работа над артикуляторной моторикой и мимикой всегда сочетается- с работой по развитию моторики рук. У детей постепенно развивают опорную, хватательную, манипуляционную деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. При работе над ручной моторикой для воспитания четких пальцевых кинестезии также применяют тактильную стимуляцию при помощи массажа. Если логопедические занятия проводят с ребенком в положении сидя, то его руки помещают на стол, ладонь и пальцы прижимают к столу. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, складывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, раскрашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой.

Контрольная работа – Основные нарушения при дизартрии – файл 1.doc

Основные нарушения при дизартрии.
Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры:

(мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) – по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

Спастичность – повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык “комом” оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечается при спастико-паретической дизартрии.

Гипотония – снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда – при гиперкинетической дизартрии.

Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии у детей с церебральным параличом, часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной – гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.
^ Нарушение подвижности артикуляционных мышц.

Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата – это основное проявление пареза или паралича этих мыши.

[1]

Недостаточная подвижность артикуляционных мыши языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной – от полной невозможности артикуляционныx движений языка и губ до незначительного снижения их объема и амплитуды. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).
^ Недостаточность кинестетических ощущений

в артикуляционном аппарате.

Отмечается не только ограничение объема артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.
^ Нарушения дыхания.

Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается.
Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Инфантильные схемы дыхания (преобладание брюшного типа дыхания после 6 мес.), учащенное, неглубокое дыхание; дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох, укороченный, слабый выдох); стридор.
^ Нарушения голоса.

Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.
^ Нарушения просодики.

Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность – рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

^ Наличие насильственных движений

(гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.

Гиперкинезы – непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения мышц языка, лица (гиперкинетическая дизартрия).

Тремор – дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Тремор языка отмечается при атактической дизартрии.

^ Нарушение координации движений (атаксия).

Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи.

Дисметрия – это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выржается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды).

Читайте так же:  Дайте определение артериальное давление

Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией – асинергия.

Атаксия отмечается при атактической дизартрии.
^ Наличие синкинезий.

Синкинезии – непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).

Оральные синкинезии – открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.
^ Нарушение акта приема пищи.

Отсутствие или затруднение жевания твердой пищи, откусывания; поперхивание, захлебывание при глотании. Нарушение координации между дыханием и глотанием. Затруднение питья из чашки.

Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля. Гиперсаливация может быть постоянной или усиливаться при определенных условиях. Реже встречаются такие вегетативные расстройства, как покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи.

Наличие патологических рефлексов орального автоматизма.

При нормальном развитии рефлексы орального автоматизма (губной, хоботковый, сосательный, поисковый и др.) проявляются с рождения, ослабевают к 3-м месяцам и пропадают к l-му году. У детей с церебральным параличом эти рефлексы могут быть ослаблены или не вызываться совсем в первые недели и месяцы жизни, что будет затруднять кормление этих детей и препятствовать развитию первых голосовых реакций. Сохранение и усиление этих рефлексов после l-го года препятствуют развитию произвольных артикуляционных движений и задерживают развитие речи.

Специфические нарушения звукопроизношения:

  • стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;
  • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных);
  • преобладание межзубного и бокового произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков;
  • смягчение твердых согласных звуков (палатализация);
  • нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи;
  • специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии). При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные умения часто распадаются.

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические (искажение звука) и фонологические (замены, смешения). При дизартрии наиболее типичным нарушением звукопроизношения является искажение звука. При сочетании дизартрического нарушения речи с недоразвитием других компонентов речевой системы важно выделить несколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; с фонетико-фонематическим недоразвитием; с общим недоразвитием речи.

Степень выраженности дизартрических нарушений речи зависит от тяжести и характера поражения нервной системы. В легких случаях отмечается нерезко выраженная дизартрия – стертая дизартрия. Она проявляется в нарушении звукопроизношения, не значительных нарушениях речевого дыхания, голосообразования, просодики; в ограничении объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений. Чаще всего при ДЦП имеют место умеренно выраженные проявления дизартрии. При тяжелом поражении центральной нервной системы моторная реализация речи становится невозможной. В этом случае у детей отмечается анартрия – полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход.

На основе принципа локализации мозгового поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую формы дизартрии (О. В. Правдина и др.).
^ Патологические изменения в строении

и функционировании артикуляционного аппарата.

(постоянная или усиливающаяся при определенных условиях).
^ Оральные синкинезии

(ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при попытке их выполнения).
Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма (до 3 мес.), наличие патологических рефлексов орального автоматизма (после 3-4 мес.).

С возрастом у ребенка с церебральным параличом все больше выявляется недостаточность голосовых реакций – крика, гуления, лепета. Длительное время крик остается тихим, мало модулированным, монотонным, без интонационной выразительности (не изменяется в зависимости от состояния ребенка). Часто крик имеет носовой оттенок. Звуки гуления и лепета отличаются однообразием, бедностью звукового состава, малой активностью, фрагментарностью.

На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: качественная недостаточность голосовых реакций, стойкие нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, голосообразования, просодики.

Проанализировав результаты обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого развития ребенка на момент обследования. Логопедическое заключение (диагноз) ставится совместно логопедом и невропатологом.

по преодолению дизартрических нарушений речи при ДЦП
Знание особенностей речевых нарушений у детей с церебральным параличом позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП.

Важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка. Вследствие этого логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Таким образом, осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.

Речевая терапия основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с медицинскими мероприятиями (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико- педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств при ДЦП, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Например, необходимо подавлять патологическую рефлекторную активность, как в речевой, так и в скелетной мускулатуре.

Онтогенетически последовательное поэтапное логопедическое воздействие опирается на сохранные функции. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребенка, а уровень актуального речевого развития.

Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением об анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца. При ДЦП тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Очень важна стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом (умение выполнять целенаправленные артикуляционные действия), развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок (кинестетическое ощущение артикуляционной позы). При этом необходима опора на другие анализаторы (на зрительный – при выполнении артикуляционных упражнений перед зеркалом; на слуховой – когда движения сопровождаются четкой речевой инструкцией).

Читайте так же:  Какой алкоголь понижает артериальное давление

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-логопедической работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре

Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии./ Логопедия. Методическое наследие./ Под ред. Л.С. Волковой. Кн.1, часть 2.-М.,2003, с. 103-118.

Козявкина Н.В., Гордиевич С.М. и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений// Дефектология. – 2002. -№5. –С.89-96.

В данной статье представлен 12-летний опыт работы Украинского института проблем медицинской реабилитации по комплексному восстановительному лечению речевой патологии у больных с ДЦП – новая авторская технология, по­лучившая официальное название — си­стема интенсивной нейрофизиологиче­ской реабилитации (СИНР).

Авторы этой технологии уделяют речи большое внимание. Нарушение моторики артикуляцион­ного аппарата при различных формах дизартрии при ДЦП, по их мнению, обусловлено раз­личными патогенетическими момента­ми: недостаточностью произвольных артикуляционных движений, влиянием нередуцированных патологических то­нических рефлексов, нарушениями мышечного тонуса, наличием гиперкинезов и патологией проприоцептивной афферентации от измененных мышц артикуляционного аппарата.

Одним из существенных осложне­ний при ДЦП является возникновение вторичной контрактуры жевательной мускулатуры, мимических мышц лица и мышц шеи. Ее клиническое ядро скла­дывается из сочетания, по существу, двух симптомов — пареза мускулатуры и одновременно ее спазма. При изуче­нии анамнеза и при объективном иссле­довании больного можно выявить асим­метрию лица, нарушение чувствитель­ности, затрудненное открывание полос­ти рта, нарушение жевания и глотания, спазм отдельных групп мышц, приводя­щий к нарушению дыхания, произно­шения и в результате задержке речево­го развития и эмоциональным расстрой­ствам. Вторичная контрактура мышц лица у больных ДЦП, как правило, начи­нается с раннего детского возраста. При несвоевременном обращении к специа­листам по мере развития паралича от­дельных мышц лица происходит посте­пенное вовлечение в процесс менее по­раженной в начальных стадиях муску­латуры, что усугубляет в дальнейшем оказание медицинской и логопедичес­кой помощи.

Классические методы лого-педагогической работы проводят­ся после интенсивной коррекции на этапе стабилизации и потенцирования эффекта. Задачей реабилитологов во время двухнедельного ле­чения по СИНР является создание но­вого функционального состояния всего организма, включая и артикуляцион­ный аппарат, мускулатуру лица, шеи, что создает предпосылки для улучше­ния звукопроизношения, дыхания, голосообразования, просодии.

Для стимуляции развития речи и по­вышения мотивации к речевой комму­никации на этапе интенсивной коррек­ции у больных с различными логопатиями при ДЦП применялся комплекс разнообразных воздействий. Среди них специальный логопедический мас­саж: мускулатуры лица и шеи;

упражнения для развития правиль­ного дыхания, голоса и выработки контроля за положением рта; специальные приемы для развития артикуляционного праксиса, для разви­тия тонкой моторики рук.

Эти дети активно привлекались для участия в олимпиадах, конкурсах ри­сунков, музыкальных занятиях.

Согласно данным дифференцированной оценки изменения речевой функции у обследованных больных, прошедших от одного до трех курсов реабилитации по СИНР, наиболее значимые улучшения логопедического статуса произошли в группе 30 больных раннего возраста (до 3 лет) – у большинства наблюдался качественный переход их речевых возможностей на более высокий этап речевого развития. У 77 детей в возрасте от 3 до 7 лет заметно улучшилось звукопроизношение, увеличился активный словарный запас, появились облегченные фразы и короткие предложения. В более старших возрастных группах у20% после лечения наблюдалась улучшение темпоритмической структуры фразы. Лишь у 5% детей, имевших грубую задержку познавательных процессов, положительная речевая динамика была относительно небольшой.

Проведенные комплексные исследования динамики состояния больных с ДЦП под влиянием лечения по СИНР показали высокую эффективность не только в отношении возможностей улучшения моторики, но и позитивное влияние на психическое и речевое развитие.

Как показывает опыт, весьма важным моментом, определяющим успех восстановления речи при ДЦП, является возраст начала работы по ее восстановлению. Логопедическая реабилитация начинающаяся в возрасте 3-4 лет направлена на исправление уже сложившегося патологического речевого стереотипа. Очевидно, что более эффективный путь должен быть направлен на предупреждение речевой патологии еще на ранней стадии формирования ДЦП в первом полугодии жизни ребенка.

Наряду с расстройствами артикуляции при дизартриях обычно имеет место нарушение синхрони­зации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изме­нения произношения отдельных звуков, приводя к их удли­нению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Изменение тонуса ар­тикуляционных мышц приводит к нарушениям динамичес­ких ударений.

Большинство авторов у детей с церебральными парали­чами различают следующие формы дизартрий: 1) псевдо­бульбарную; 2) экстрапирамидную; 3) мозжечковую; 4) кор­ковую.

Особенностью дизартрий у детей с ДЦП является их смешанный характер. Это связано с тем, что при воздействии вредонос­ного фактора на развивающийся мозг повреждения неред­ко имеют распространенный характер, и с тем, что пора­жение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других.

1. Спастичность артикуляционных мышц – по­стоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ: язык напряжен, спинка его спастически изогнута, кон­чик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напря­жены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизар­трии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц.

2. Гипотония артикуляционных мышц (при мозжечковой форме дизартрии). Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с ги­потонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперса­ливация. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариан­тах диплегии.

3. Меняющийся тонус артикуляционных мышц (при гиперкинетической дизартрии). Нарушение то­нуса артикуляционных мышц сочетается с их гиперкинезами. Сходная картина отмечается и в скелет­ной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперки­нетической форме церебрального паралича.

Имеется тесная связь между клини­ческими формами речевой и двигательной патологии. Эта зависимость наиболее отчетливо проявляется особенностя­ми нарушений мышечного тонуса в артикуляционной и ске­летной мускулатуре. Особенности нарушений мышечного тонуса при дизартриях у детей с церебральными паралича­ми определяют первый важный принцип речевой терапии этих детей.

Речевая терапия при дизартриях основывается на тес­ном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций:

v Необходимо добиться максимального мышечно­го расслабления в артикуляционных и в скелетных мышцах. Для этого оценивают уровень двигательного развития ребенка.

v Определить характер его мышечного тонуса как в артикуляционной, так и в скелетной мускулатуре; изучить изменение состояния тонуса в зависимости от поло­жения тела в пространстве и положения головы по отноше­нию к туловищу; определить «рефлекс-запрещающую» позицию, которая будет способствовать уменьшению действия примитивных, задержанных и извращенных рефлекторных схем, приводящих к повышению мышечного тонуса.

Читайте так же:  Низкое нижнее давление причины у пожилых

v Закрепление «рефлекс-запрещающей» позиции.

4. Ограничение подвижности артикуляционных мышц.

В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограни­ченной становится подвижность языка. Отме­чается недостаточность подъема языка вверх в полости рта, что может иметь место при парезе или грубом нарушении мышеч­ного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, шило­язычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение язы­ка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведе­ния сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и др.). Иногда наблюдается недоста­точность движения языка вниз при патологическом состоянии ключично-подъязычной, щитовид­но-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-языч­ной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может на­рушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, и).

Ограничение подвижности языка назад может зависеть от паретичности подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязыч­ной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и не­которых других мышц, поднимающих язык, за исключением челюстно-подъязычной. При этом нарушается артикуляция некоторых гласных (а, э, о, у), а также некоторых согласных (г, к, х) звуков. При парезах мышц языка, изменении их тону­са нередко оказывается невозможным изменение конфигура­ции языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разно­образные боковые движения. Все это приводит к нарушению звукопроизношения так называемых язычных звуков, произ­ношение которых связано с изменением изгиба спинки языка(а, е, и), нёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т, г, д, р, п). Таким образом, при поражении мышц языка расстраивается звуко­произношение большинства звуков.

Наряду с ограниченной подвижностью языка зачастую от­мечается малая подвижность губ, в резуль­тате чего становятся невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта.

Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц, поднимающих его, нёбно-глоточных и нёбно­язычных мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточ­ками язычно-глоточного и блуждающего нервов. Некоторое участие в иннервации нёбной мускулатуры принимают так­же тройничный и лицевой нервы. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различа­ют вялый и центральный парез мышц мягкого нёба.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает но­совой оттенок «открытая гнусавость», а при чрезмерной спастичности нёбных мышц – «закрытая гнусавость».

Выраженные артикуляционные расстройства определяют второй важный принцип речевой терапии дизартрий – раз­витие речевых артикуляций.

В процессе работы важным принципом является фактор тактильно-проприоцептив­ного раздражения, развитие статико-динамического ощуще­ния, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключением других анализаторов (особенно зрительного и тактильного), поэтому перед началом работы над артикуляцией проводят легкий массаж артикуляционной мускулатуры, применяя лег­кие похлопывания по щекам, поглаживания, легкие пощипы­вающие движения по краю нижней челюсти. Проводят погла­живающие движения губ. Если при сосании, жевании отмечается отставание какой-либо стороны лицевой мускула­туры или в покое выражена явная лицевая асимметрия, мас­саж и гимнастику проводят с гиперкоррекцией этой стороны (т. е. на пораженной стороне большее число раз).

Большое место в работе при дизартрии занимает арти­куляционная гимнастика.

v Ребенка учат про­глатыванию слюны: массаж жеватель­ных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движе­ния и закидывая голову ребенка назад, просят его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом.

v 3атем ребенка учат произвольному закры­ванию рта за счет пассивно-активных движений нижней че­люсти. Вначале эти упражнения проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней челюстью, под под­бородком, другая кладется на голову ребенка; путем легко­го надавливания и сближения рук челюсти ребенка смыка­ются. Там, где позволяют степень и характер двигательного поражения, эти же движения производят при помощи рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнас­тику по тренировке этих движений под счет и по команде: «открой рот, закрой». Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперед тру­бочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений «хоботок – оскал, хоботок – оскал» и т. д.

v Работа над мыш­цами языка начинается с воспита­ния активного прикосновения концом языка к краю ниж­них зубов. 3атем приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений языка, вначале в пассив­ном плане (вытягивание языка вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так, раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного сокраще­ния этих мышц; эти движения закрепляют на рефлектор­ных, а затем произвольных кашлевых движениях. После этого постепенно переходят к отработке более тонких и диф­ференцированных движений языка, вначале пассивных, а затем активных. Проводя артикуляционную гимнастику, работая над го­лосом и дыханием, одновременно соответственно отрабаты­ваемым артикуляционным укладом, у ребенка вызывают нервные звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновре­менно упражняют мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая ру­кой другой, хмурить брови и т. д.

v Работа по развитию моторики рук. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, склады­вать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, рас­крашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой.

Источники


  1. Вахтангишвили, Р. Ш. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Артериальная гипертензия / Р.Ш. Вахтангишвили, В.В. Кржечковская. – М.: Феникс, 2006. – 512 c.

  2. Витале Жизнь без ограничений. Секретная гавайская система для приобретения здоровья, богатства, умиротворенности и счастья: моногр. / Витале, Ихалиакала Джо; , Лин Хью. – М.: Эксмо, 2009. – 256 c.

  3. Фадеев, П. А. Повышенное артериальное давление / П.А. Фадеев. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2016. – 164 c.
Изображение - Гипотония в логопедии 489556
Автор статьи: Екатерина Долгих

Добрый день! Меня зовут Екатерина. Я уже более 6 лет работаю в медицинском центре. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.2 проголосовавших: 16

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here